Лицензии / Сертификаты


1место
в рейтинге аудиторских организаций Узбекистана по итогам 2011 г.
1
МЕТОДИКА рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций Республики Узбекистан
УТВЕРЖДЕНА
ПАЛАТОЙ АУДИТОРОВ
УЗБЕКИСТАНА
N 24
НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИЕЙ
БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
N 99 а
18.04.2008 г.
 
 
См. текст документа
на узбекском языке
 
 
МЕТОДИКА
рейтинговой оценки деятельности
аудиторских организаций Республики
Узбекистан
 
 
В основу национального рейтинга аудиторских организаций заложены сравнительные количественные и качественные показатели, характеризующие деятельность аудиторских организаций республики.
Наилучшие показатели аудиторских организаций по каждому отдельно взятому коэффициенту считаются эталоном. Коэффициенты, полученные по результатам деятельности других аудиторских организаций, соотносятся с этим эталоном.
В рейтинге участвуют аудиторские организации или занимающиеся аудиторской деятельностью подразделения аудиторско-консалтинговых групп.
Рейтинг аудиторских организаций проводится по группам в зависимости от типа лицензии:
- аудиторские организации, осуществляющие аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов, получают индекс "А";
- аудиторские организации, осуществляющие инициативные и обязательные аудиторские проверки хозяйствующих субъектов, за исключением ОАО с уставным капиталом более 500 млн. сумов, банков и страховых организаций, получают индекс "В";
- аудиторские организации, осуществляющие только инициативные аудиторские проверки, получают индекс "С".
Критерии оценки деятельности аудиторских организаций группируются в следующие параметры и коэффициенты:
 
1. Масштабность (Км):
- размер уставного капитала в кратном размере к минимальному размеру заработной платы на дату формирования (М1);
- средняя стоимость одного выполненного договора (М2);
- совокупная выручка (М3);
- чистая прибыль (М4);
- количество филиалов, не являющихся юридическим лицом (М5);
- объем аудиторских услуг, выполненных с привлечением субподрядных организаций;
- объем аудиторских услуг, выполненных на субподрядной основе.
 
2. Кадровый потенциал (Кк):
- успешная аттестация руководителя организации (К1);
- количество сертифицированных аудиторов (К2);
- количество специалистов с международно признанными сертификатами (К3);
- наличие внутренних стандартов и собственных учебно-методических пособий по аудиту (К4);
- наличие в штате аудиторов, имеющих опыт международного аудита (К5);
- средний стаж работы штатных аудиторов в сфере аудита и бухгалтерского учета (К6).
 
3. Диверсификация деятельности (Кд)
- прирост выручки по отношению к прошлому году (Д1);
- аудит международных проектов, услуги по МСФО и МСА (Д2);
- аудит кредитных учреждений (Д3);
- аудит страховых организаций и инвестиционных институтов (Д4);
- аудит акционерных обществ с уставным капиталом более 500 млн. сум (Д5).
 
4. Поддержание имиджа (Кп):
- размер расходов на рекламу и на представительство (П1);
- членство в профессиональных организациях (П2);
- наличие собственного офиса (П3);
- расходы на аренду офиса (П4);
- публичная деятельность (опубликованные статьи, книги, выступления на семинарах, преподавание) (П5).
 
5. Устойчивость (Ку):
- размер чистых активов (У1);
- вхождение в международную или национальную сеть аудиторских фирм с правом пользования их методологией и прохождением их системы внешнего контроля качества (У2);
- прохождение внешнего контроля качества (У3);
- затраты на подготовку кадров (У4);
- срок деятельности на рынке аудита (У5);
- средний размер заработной платы штатных аудиторов (У6).
Рейтинг аудиторских организаций направлен на то, чтобы заинтересовать аудиторскую организацию не применять демпинговой политики, быть членом профессиональных организаций, осуществлять свою деятельность основательно и публично, думать о своих кадрах, диверсифицировать свою деятельность.
 
Весовые коэффициенты параметров
Для качественной оценки значимости каждого параметра им присваивается определенный весовой коэффициент:
1. Масштабность - 0,2;
2. Кадровый потенциал - 0,03;
3. Диверсификация деятельности - 0,2;
4. Поддержание имиджа - 0,05;
5. Устойчивость - 0,25.
 
Расчет рейтинговой оценки
В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций представляется в виде последовательности следующих действий:
 
1. Данные аудиторских организаций представляются в виде матрицы (aij), то есть таблицы, где по строкам написаны названия параметров (i = М, К, Д, П, У), а по столбцам - наименования аудиторских организаций (j = 1, 2, 3, … m).
 
2. По каждому параметру находится максимальное значение и заносится в столбец условной эталонной аудиторской организации (m + 1).
 
3. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонной j-ой аудиторской организации по формуле:
 
 
где xij - стандартизированные показатели состояния j-й аудиторской организации.
 
4. Для каждой анализируемой аудиторской организации значение ее рейтинговой оценки определяется по одной из формул:
(А),
(В),
(С)
где, x1j , x2j …. xmj- стандартизированные показатели j-й анализируемой аудиторской организации, и k1, k2, ….. km - весовые коэффициенты показателей, параметров.
 
Формула (А) определяет рейтинговую оценку для j-й анализируемой аудиторской организации по максимальному удалению от начала координат. Наивысший рейтинг имеет аудиторская организация, у которой суммарный результат по всем однонаправленным показателям выше, чем у остальных.
 
Формула (В) является модификацией формулы (А). Она учитывает значимость показателей, определяемых экспертным путем. Необходимость введения весовых коэффициентов для отдельных показателей появляется при дифференциации оценки в соответствии с потребностями потребителей Рейтинга.
 
Формула (С) также является аналогичной модификацией основной формулы Рейтинга. Она учитывает значимость отдельных показателей при расчете рейтинговой оценки по отношению к аудиторской организации - эталону.
 
5. Аудиторские организации ранжируются в порядке возрастания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг (I место) имеет аудиторская организация с максимальным значением R.
 
Основные характеристики Методики
Методика базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке деятельности аудиторской организации.
Рейтинговая оценка осуществляется на основе официально полученных отчетов (материалов) аудиторских организаций. Для ее расчета используются наиважнейшие показатели деятельности аудиторских организаций. Также используются весовые коэффициенты, определяющие значимость каждого показателя, параметра.
 
 
 
Председатель правления
Палаты аудиторов Узбекистана Р.М.Хайдаров
 
Председатель Совета
Национальной ассоциации бухгалтеров
и аудиторов Республики Узбекистан М.М.Тулаходжаева
Контакты
(+998-71) 268-49-60
Наш партнер
www.ziyokonsalt.uz