Лицензии / Сертификаты


1место
в рейтинге аудиторских организаций Узбекистана по итогам 2011 г.
1
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АУДИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА

 

 
Утвержден Постановлением
Совета Палаты аудиторов Узбекистана
от 25 июня 2005 года N 3 и Постановлением Совета
Национальной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов
Узбекистана от 26 августа 2005 г. N 9
 
Введение
Статья 1. Порядочность и объективность
Статья 2. Разрешение этических конфликтов
Статья 3. Профессиональная компетентность
Статья 4. Конфиденциальность
Статья 5. Налоговая практика
Статья 6. Международная деятельность
Статья 7. Предоставление публичной информации
Статья 8. Независимость
Статья 9. Профессиональная компетенция и
обязанности в связи с использованием лиц,
не являющихся аудиторами
Статья 10. Оплата по договору и комиссионные
Статья 11. Деятельность, не совместимая
с практикой аудитора
Статья 12. Отношения с другими аудиторами.
Принятие новых назначений
Статья 13. Реклама и предложение услуг
Статья 14. Конфликт интересов
Статья 15. Поддержка коллег
Статья 16. Профессиональная компетентность
Статья 17. Предоставление информации
Статья 18. Дисциплинарные меры
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Общественные интересы
Цель
Основные принципы
 
 
1. Настоящий Кодекс обобщает нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных общественными профессиональными организациями аудиторов Узбекистана. Этический механизм регулирования деятельности аудиторов является дополнительным к административному и экономическому механизмам.
 
2. Этика профессионального поведения устанавливает стандарты поведения аудиторов и определяет основные принципы, которых аудиторы должны придерживаться для осуществления общих целей. Во всех ситуациях следует считаться с основной целью настоящего Кодекса.
 
3. В рамках данного Кодекса под аудитором понимается физическое лицо, имеющее квалификационный сертификат аудитора.
 
 
Общественные интересы
 
4. Отличительной чертой аудитора является осознание им своей ответственности перед обществом.
По долгу своей профессии аудитор активно взаимодействует с правительством, кредиторами, работодателями, наемным персоналом, инвесторами, деловыми и финансовыми кругами и другими субъектами - всеми, кто полагается на объективность и непредвзятость аудиторов для обеспечения упорядоченного функционирования всех видов деятельности. Это возлагает на профессию аудитора ответственность перед обществом. Общественный интерес определяется как общественное благосостояние, во имя которого работает аудитор.
 
5. Удовлетворение потребности индивидуального заказчика - это не единственная задача аудитора. Аудиторские стандарты прежде всего определяются общественным интересом, например:
- независимые аудиторы способствуют соблюдению целостности и эффективности финансовых отчетов, представляемых финансовым органам и акционерам в качестве дополнительного обоснования для получения займов или акционерного капитала;
- финансовые менеджеры выполняют различные управленческие функции в организациях и способствуют эффективному использованию ресурсов организации;
- внутренние аудиторы обеспечивают гарантию в наличии действенной системы внутреннего контроля, повышающей надежность внутренней финансовой информационной системы для учредителей;
- налоговые эксперты помогают обеспечить доверие, эффективность и правильное применение системы налогообложения;
- консультанты по управленческим вопросам несут ответственность перед обществом за принятие рациональных управленческих решений.
 
6. Соблюдение данных принципов возможно только при предоставлении аудиторами обществу своих уникальных услуг с твердой гарантией соблюдения конфиденциальности и уровня качества.
 
7. Представители аудиторской профессии более всего заинтересованы в предоставлении услуг самого высокого качества и в соответствии с этическими требованиями, призванными обеспечить такой уровень.
 
 
Цель
 
8. Цель профессиональной деятельности аудитора заключается в том, чтобы получить доход путем оказания аудиторских услуг. Это требует соблюдения четырех основных требований:
 
Достоверность. Общество испытывает потребность в достоверности используемой информации и надежных методах ее получения.
 
Профессионализм. Общество, в лице заказчиков, работодателей и других заинтересованных лиц, признает аудитора как профессионала в сфере оказания аудиторских услуг.
 
Качество услуг. Необходима гарантия того, что все услуги, оказываемые аудитором, выполняются в соответствии с требованиями общепринятых стандартов.
 
Доверие. Потребители услуг должны быть уверены в том, что аудитор не нарушит принципы профессиональной этики и нормы законодательства, которым соответствуют предоставляемые им услуги.
 
 
Основные принципы
 
9. Этика профессиональной деятельности аудитора требует соблюдения определенных принципов:
 
Честность - аудитор должен быть честным при выполнении своих профессиональных обязанностей.
 
Объективность - аудитор должен быть справедливым, и предрассудки, предвзятость, конфликт интересов и другие факторы не должны оказывать влияния на результаты его работы.
 
Профессиональная компетентность - аудитор должен оказывать профессиональные услуги с должным вниманием, компетентностью и усердием, постоянно развивать профессиональные знания и навыки, поддерживая их на уровне, требуемом для того, чтобы гарантировать получение заказчиком компетентных и профессиональных услуг, основанных на современных разработках в практике, законодательстве и методах работы.
Аудитор, соглашаясь оказать услуги, должен быть уверен, что у него достаточный уровень профессиональной компетентности, знаний и навыков для оказания этих услуг, в противном случае он должен воздержаться от их выполнения.
 
Конфиденциальность - аудитор не имеет права без согласия заказчика разглашать информацию, полученную при оказании профессиональных услуг, включая коммерческую тайну, за исключением случаев, строго предусмотренных нормами действующего законодательства.
 
Профессиональное поведение - аудитор должен действовать в соответствии с хорошей репутацией профессии, воздерживаясь от любого поведения, дискредитирующего профессию. Обязательство воздерживаться от любого поведения, дискредитирующего профессию, требует от членов общественных профессиональных организаций рассматривать при разработке этических рекомендаций ответственность аудиторов перед заказчиками аудиторских услуг, третьими сторонами, другими аудиторами, персоналом, работодателями и широкой общественностью.
 
Профессиональные стандарты - аудитор должен выполнять профессиональные услуги в соответствии с профессиональными стандартами.
Аудиторы обязаны тщательно, используя свои профессиональные навыки и компетентность, выполнять требования заказчика и работодателя, если эти требования совместимы с принципами беспристрастности, объективности и независимости. Они также должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов.
 
 
Статья 1. Порядочность и объективность
 
1.1. Принцип порядочности подразумевает добросовестность, то есть справедливое ведение дел, и правдивость. Принцип объективности налагает на профессиональных аудиторов обязательство быть справедливыми, честными и независимыми.
 
1.2. Аудитор выступает в различных качествах, но при этом он должен всегда демонстрировать свою объективность. Одни аудиторы выполняют задания по составлению отчетности, оказывают услуги по налогообложению и управленческие консалтинговые услуги. Другие аудиторы занимаются подготовкой консолидированных финансовых отчетов, выполняют услуги внутреннего аудита и функции по финансовому менеджменту в отраслях промышленности, сфере торговли, общественном секторе и образовании. Они также занимаются обучением и повышением квалификации тех, кто желает стать представителем данной профессии. Независимо от вида выполняемых услуг и своих функций, аудиторы должны заботиться о целостности своих профессиональных услуг и быть объективными в своих суждениях.
 
1.3. При выборе ситуаций, на которые необходимо обратить особое внимание с точки зрения этических требований объективности, следует должным образом рассмотреть следующие факторы:
а) аудиторы сталкиваются с ситуациями, которые предполагают возможности давления на них, что может повлиять на их объективность;
б) практически невозможно определить и описать все ситуации, где может возникать давление. Следует руководствоваться здравым смыслом при определении отношений, которые могут повлиять на объективность профессионального аудитора;
в) следует избегать взаимоотношений, при которых допускается предвзятость или нарушается объективность проверки;
г) аудиторы обязаны убедиться в том, что привлеченные для профессиональной работы специалисты соблюдают принцип объективности;
д) аудиторы не должны принимать или предлагать подарки, приглашать или принимать приглашения на любые мероприятия увеселительного характера, которые могут быть расценены как имеющие существенное и вредное воздействие на профессиональное мнение о делах компании, с которой работает аудитор. Тип подарков и приглашений будет разным, но аудитор всегда должен избегать ситуаций, которые могут нанести ущерб их профессиональной репутации.
 
 
Статья 2. Разрешение этических конфликтов
 
2.1. Время от времени аудитор сталкивается с ситуациями, приводящими к этическим конфликтам, которые могут возникать как из-за относительно простых проблем, так и фактов мошенничества и незаконных действий. Невозможно составить список всех ситуаций, в которых может возникнуть конфликт интересов. Следует заметить, что расхождение мнений аудитора и другой стороны само по себе не является этическим вопросом. Однако факты и обстоятельства в каждом конкретном случае должны быть рассмотрены сторонами.
 
2.2. Кодекс признает, что могут возникнуть определенные случаи, когда обязанности аудитора могут вступать в противоречие с внутренними или внешними потребностями того или иного рода. Следовательно:
- может существовать давление со стороны управляющего, директора или партнера, а также при наличии семейных или личных взаимоотношений могут возникнуть отношения, приводящие к возможности оказания давления на аудитора;
- к аудитору могут обратиться с просьбой совершить какие-то действия, которые не соответствуют профессиональным стандартам;
- может возникнуть проблема, связанная с несоответствием требований вышестоящего руководства аудитора с положениями стандартов аудита;
- конфликт может возникнуть в случае публикации недостоверной информации, которая может быть выгодна работодателю или заказчику услуг и одновременно выгодна или невыгодна для аудитора.
 
2.3. При наличии серьезных этических проблем и попытке решить таковые, аудиторы должны следовать политике, принятой в нанявшей его аудиторской организации. Если эта политика не разрешает этического конфликта, следует рассмотреть следующие варианты:
- проанализировать проблему конфликта с руководством аудиторской организации. Если проблема не разрешается и аудитор решит обратиться к следующему, более высокому уровню руководства, то непосредственный руководитель аудитора должен быть осведомлен о принятом решении. В случае если начальник вовлечен в конфликтную ситуацию, аудитор должен поднять этот вопрос перед следующим вышестоящим уровнем руководства вплоть до совета директоров, учредителей-акционеров;
- обратиться за рекомендациями и советом на конфиденциальной основе к независимому консультанту или общественной организации аудиторов, чтобы получить рекомендации по дальнейшему поведению;
- если этический конфликт все же не устранен после проведения полного внутреннего анализа, аудитор в качестве последней меры при решении существенной проблемы (например, мошенничество) может отказаться от дела и передать информационное письмо соответствующему представителю аудируемой организации.
 
2.4. Руководство аудиторской организации должно стремиться к тому, чтобы в их организации была принята политика, направленная на решение таких конфликтов.
 
2.5. Аудиторы - члены общественных профессиональных организаций аудиторов Узбекистана - должны гарантировать предоставление конфиденциальных консультаций и советов коллегам, у которых возник этический конфликт.
 
 
Статья 3. Профессиональная компетентность
 
3.1. Аудиторы должны отказаться от оказания профессиональных услуг в случаях, если у них нет достаточной компетенции или опыта по данному заказу.
 
3.2. Профессиональная компетентность может быть подразделена на две различные фазы:
а) достижение уровня профессиональной компетентности.
Приобретение профессиональной компетентности первоначально требует высокого уровня общего образования, за которым следуют специальное образование, подготовка и проверка знания соответствующих учебных дисциплин и проведение экзаменов по соответствующим дисциплинам профессии, а также наличие стажа работы;
б) поддержание профессиональной компетентности на должном уровне:
I) поддержание профессиональной компетентности на должном уровне требует постоянного обновления знаний, включая изучение законодательных и нормативных актов Республики Узбекистан, регулирующих аудиторскую деятельность;
II) аудитор должен работать по программе, обеспечивающей контроль за качеством проверки и проводить ее в соответствии с требованиями, утвержденными в Узбекистане, и международными принципами аудита.
 
 
Статья 4. Конфиденциальность
 
4.1. Аудитор обязан соблюдать конфиденциальность информации о делах заказчика, полученной при оказании профессиональных услуг, за исключением случаев, когда ему предоставлены особые полномочия по раскрытию информации или когда раскрытие информации продиктовано юридическими или профессиональными обязательствами. Это обязательство сохраняется и после завершения отношений между аудитором и заказчиком.
 
4.2. Аудитор обязан обеспечить соблюдение принципа конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, и лиц, предоставляющих консультации и оказывающих дополнительную профессиональную помощь.
 
4.3. Конфиденциальность не сводится только к раскрытию информации. Это также подразумевает, что аудитор, получивший информацию в процессе работы, не будет ее использовать или создавать видимость использования для личной выгоды или в интересах третьей стороны.
 
4.4. Аудитор имеет доступ к большому количеству конфиденциальной информации о делах заказчика, недоступной вниманию широкой общественности. В связи с этим аудитор несет ответственность за несанкционированное разглашение служебной информации. Это не относится к раскрытию информации в связи с выполнением непосредственных обязанностей аудитора в соответствии со стандартами аудита.
 
4.5. В интересах общества и профессии в профессиональных стандартах, относящихся к вопросам конфиденциальности, должны быть сформулированы положения по характеру и степени долга сохранения конфиденциальности и обстоятельств, при которых разглашение информации разрешено или необходимо.
 
4.6. Ниже приводятся примеры, которые следует принимать во внимание при рассмотрении возможности разглашения конфиденциальной информации:
 
а) раскрытие возможно, когда заказчиком дано разрешение на раскрытие информации, при этом интересы всех заинтересованных сторон, включая третью сторону, должны быть учтены;
 
б) раскрытие обусловлено требованиями закона:
I) в соответствии с требованиями национальных стандартов аудиторской деятельности Узбекистана;
II) при составлении документов или предоставлении доказательств в ходе судебного разбирательства;
III) при передаче результатов проверки органу, ее назначившему;
 
в) профессиональная обязанность разглашения информации существует, если это требуется:
I) для защиты профессиональных интересов аудитора в процессе судебного разбирательства;
II) для проверки соответствия качества обзора, проводимого организацией, участником или профессиональным органом;
III) для подготовки ответа на запрос, поступивший от организации, участника или регулирующего органа.
 
4.7. Решение о возможности раскрытия конфиденциальной информации должно быть принято с учетом нижеизложенных факторов:
- известны ли и обоснованы все соответствующие факты в той мере, в какой это возможно. Если существуют необоснованные факты или мнения, необходимо использовать профессиональное суждение для того, чтобы определить, какого рода раскрытие информации надлежит осуществлять;
- какого рода сообщение следует направить и кому именно. При этом аудитор должен удостовериться в том, что стороны, которым адресуется сообщение, являются надлежащими получателями и обладают полномочиями по осуществлению действий на основе такого сообщения;
- будет ли аудитор нести какие-либо юридические обязательства в результате направления такого сообщения, и какие возможные последствия можно ожидать.
Во всех вышеуказанных ситуациях аудиторам рекомендуется предварительно получить юридическую и/или профессиональную консультацию.
 
 
Статья 5. Налоговая практика
 
5.1. Задачей аудитора, оказывающего профессиональные услуги в области налогообложения, является создание режима наибольшего благоприятствования для заказчика. Предоставляемые услуги должны быть профессионально грамотными, ни при каких обстоятельствах не должны нарушать принципы честности и объективности. При составлении заключения аудитор должен руководствоваться требованиями действующего законодательства. Сомнения могут толковаться в пользу заказчика в том случае, если имеется обоснованное на то подтверждение.
 
5.2. Аудитор не должен предоставлять заказчику гарантию того, что подготовленная налоговая декларация и предлагаемые рекомендации по налогам не подлежат сомнению. Наоборот, аудитор должен убедиться в том, что заказчику известно об ограничениях, присущих консультациям по налогам или услугам, оказываемым в связи с налогообложением, с тем, чтобы выраженное им по консультации мнение не принималось за непреложную истину.
 
5.3. Аудитор, который составляет или принимает участие в составлении налоговой декларации, должен уведомить заказчика о том, что ответственность за содержание декларации возлагается в первую очередь на заказчика. Аудитор должен предпринять все необходимые меры для того, чтобы правильно подготовить налоговую декларацию на основе полученной информации.
 
5.4. Предоставленные заказчику налоговые консультации или мнения о возможных последствиях должны быть оформлены в виде письменных предложений.
 
5.5. Аудитор не должен принимать участия в составлении отчета или налоговой декларации, если есть основание считать, что документ содержит:
а) ложное или вводящее в заблуждение утверждение;
б) недостоверную информацию;
в) пропуски или отсутствие ясности в предоставляемой информации, которые могут ввести в заблуждение налоговые органы.
 
5.6. При составлении налоговой декларации аудитор может использовать учетные предварительные оценки в случаях, если они ранее применялись на практике или же невозможно получить точные данные. При использовании предварительных учетных оценок не следует стремиться к излишней точности. Аудитор должен быть удовлетворен тем, что оцениваемые суммы при данных обстоятельствах обоснованы.
 
5.7. Составляя налоговую декларацию, аудитор может полагаться на информацию, предоставленную заказчиком, при условии ее обоснованности. Хотя не требуется изучения или анализа документов и других доказательств в подтверждение информации, аудитор в определенных случаях должен поощрять представление подтверждающих сведений. Кроме того, аудитор может:
а) по мере возможности использовать декларации заказчика за прошлые годы;
б) наводить соответствующие справки, когда предоставленная информация вызывает сомнения в своей правильности и полноте;
в) ссылаться на записи в бухгалтерских отчетах и прочих документах.
 
5.8. Если аудитору становится известно о допущенной ошибке или неполноте информации в налоговой декларации за предшествующий год (к которой аудитор может иметь или не иметь отношения) или о том, что требуемая налоговая декларация не была представлена, то аудитор обязан:
а) немедленно сообщить об этом заказчику и порекомендовать ему поставить в известность налоговые органы. Без соответствующего разрешения заказчика аудитор не может сообщить налоговым органам подобную информацию;
б) если заказчик не предпринимает действий для того, чтобы исправить ошибку, аудитор должен:
I) сообщить заказчику, что для аудитора не представляется возможным продолжать работу по той налоговой декларации или другой относящейся к делу информации;
II) рассмотреть вопрос о том, целесообразна ли последующая причастность его к делам заказчика или работодателя в рамках каких-либо профессиональных взаимоотношений;
в) если аудитор считает, что профессиональные отношения с заказчиком могут быть продолжены, то должны быть предприняты все надлежащие меры для предотвращения повторного появления ошибки в последующих налоговых декларациях.
 
 
Статья 6. Международная деятельность
 
6.1. При применении этических требований в международной практике может возникать ряд ситуаций. Тот факт, что аудитор является представителем профессиональной организации только в одном государстве или является представителем профессиональной организации в том государстве, где он оказывает услуги, не должен влиять на способ ведения дел в каждой отдельной ситуации.
 
6.2. Аудитор, аттестованный в одном государстве, может проживать в другом государстве или временно пребывать в нем с целью оказания профессиональных услуг. В любом случае аудитор должен оказывать профессиональные услуги в соответствии со стандартами и этическими требованиями аудита.
 
6.3. Если аудитор оказывает услуги в зарубежном государстве, этические требования которого отличаются от требований Республики Узбекистан, то применяются следующие положения:
а) в случае, когда этические требования государства, в котором предоставляются услуги, менее жестки, чем предусмотренные Кодексом профессиональной этики аудиторов Узбекистанa, должен применяться Кодекс профессиональной этики аудиторов Узбекистанa;
б) в случае, когда этические требования государства, в котором предоставляются услуги, жестче предусмотренных Кодексом профессиональной этики аудиторов Узбекистанa, должны применяться этические требования государства, в котором оказываются услуги;
в) в случае, когда национальные этические требования страны являются обязательными при выполнении услуг за пределами страны и более жесткими, чем те, которые изложены в пунктах а) и б), должны применяться национальные этические требования.
 
 
Статья 7. Предоставление публичной информации
 
7.1. При осуществлении маркетинга и продвижении себя или своей деятельности на рынке аудиторы:
а) не должны использовать средства, которые наносят ущерб репутации профессии аудитора;
б) не должны преувеличивать услуги, которые они могут предложить, свою квалификацию или опыт;
в) не должны принижать работу других аудиторов.
 
 
Статья 8. Независимость
 
8.1. Принимая задание по составлению аудиторского отчета, аудитор должен быть независимым и выглядеть свободным от какой-либо заинтересованности, которая может быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости.
 
8.2. В следующих параграфах приведены несколько ситуаций, которые в связи с фактической или формальной недостаточностью независимости могут дать стороннему наблюдателю основание усомниться в независимости аудитора.
 
8.3. Финансовая связь с заказчиком.Финансовая связь с заказчиком отрицательным образом скажется на независимости аудитора и может привести наблюдателя к заключению о том, что независимость аудитора утрачена. Подобная связь может иметь место в целом ряде случаев, например:
а) при непосредственной финансовой заинтересованности аудитора в делах заказчика;
б) через непрямую материальную финансовую заинтересованность в заказчике, например, если аудитор является доверенным лицом любого доверительного фонда или распорядителем/попечителем любого имущества и этот фонд/имущество имеет финансовую заинтересованность в организации заказчика;
в) через займы, выданные заказчику или полученные от заказчика или от какого-либо должностного лица, руководителя или крупного акционера организации-заказчика;
г) имея финансовую заинтересованность в совместном предприятии с заказчиком и/или служащим заказчика;
д) имея финансовую заинтересованность в лице, которое не является заказчиком, но является инвестором заказчика или получает инвестиции от заказчика.
 
8.4. Назначения на должность в организациях.Если аудитор является или являлся во время выполнения работы или в период времени, непосредственно предшествующий выполнению задания:
а) членом правления, должностным лицом или служащим организации;
б) партнером, лицом, нанятым на работу членом правления, должностным лицом или служащим организации,
то будет считаться, что он имеет заинтересованность, которая может уменьшить степень независимости при проведении аудита данной компании. Он будет считаться связанным лицом, что может помешать ему быть независимым при представлении аудиторского отчета по такой компании.
 
8.5. Предоставление других услуг заказчикам по аудиту.Аудитор не может оказывать другие услуги заказчику в дополнение к выполнению аудиторских функций.
 
8.6.Личные и семейные взаимоотношения.Личные и семейные отношения могут повлиять на независимость аудитора. Необходима гарантия того, что при выполнении служебных обязанностей на аудитора не будут влиять семейные или личные взаимоотношения.
 
8.7. Оплата по договору.В тех случаях, когда оплата, получаемая от одного заказчика или группы заказчиков, составляет большую долю общего годового дохода аудитора или аудиторской фирмы, зависимость от такого заказчика или группы заказчиков может поставить под сомнение независимость аудитора или аудиторской фирмы.
 
8.8. Оплата по договору, зависимая от непредвиденных факторов.Профессиональные услуги (аудит финансовой отчетности, операционный аудит, аудит на соответствие) не должны предлагаться или предоставляться заказчику по соглашению, в соответствии с которым оплата будет выплачена только в случае достижения какого-либо определенного результата или обусловлена какими-либо другими обстоятельствами. На консалтинговые услуги по аудиту данный пункт не распространяется.
 
8.9. Товары и услуги. Принятие, кроме оплаты за услуги, дополнительных, не предусмотренных договором товаров и услуг от заказчика может рассматриваться как угроза независимости. Излишнее гостеприимство таит в себе аналогичную угрозу.
 
8.10. Владение капиталом.Согласно закону не менее 51 процента капитала аудиторской организации должно принадлежать одному или нескольким аудиторам.
 
8.11. Бывшие партнеры. Аудитор - участник любой формы организации аудиторской деятельности - может оставить фирму, уволиться, выйти на пенсию или продать свою фирму. В таком случае допускается принять предложение работы у заказчика той аудиторской организации, по отношению к которой данное лицо является бывшим партнером, при проведении аудита или других заданий по составлению отчетности, выполняемых организацией. В таком случае независимость не будет ущемлена.
а) Денежные выплаты бывшему партнеру за его долю, а также причитающиеся выплаты в связи с уходом производятся в соответствии с графиком, отражающим дни и суммы выплат.
Кроме того, причитающиеся суммы не должны вызывать сомнения в способности организации погасить в любое время задолженность без ущерба для дальнейшей нормальной деятельности.
б) Бывший партнер не принимает участия в оставленном деле или профессиональной деятельности независимо от того, получил он компенсацию или нет. Проявлениями участия бывшего партнера считается предоставление ему рабочего места в офисе и создание соответствующих удобств.
 
8.12. Действительное или возможное судебное разбирательство.Судебное разбирательство между аудитором и заказчиком может нарушить нормальные взаимоотношения с заказчиком до такой степени, что может быть ущемлена независимость и объективность аудитора.
 
8.13. Долгосрочность отношений с заказчиком. Привлечение одного и того же персонала для проведения аудиторской работы на долгосрочной основе может привести к потере независимости. Аудиторы, занимающиеся практической деятельностью, должны принимать меры, чтобы принципы объективности и независимости соблюдались в процессе выполнения работы.
 
 
Статья 9. Профессиональная компетенция и обязанности
в связи с использованием лиц, не являющихся аудиторами
 
9.1. Аудиторы, занимающиеся профессиональной практикой, должны воздерживаться от соглашения на выполнение профессиональных услуг, для которых у них нет достаточной компетенции, и когда без консультаций и помощи экспертов они не смогут их удовлетворительно выполнить. Если у аудитора не хватает компетенции для выполнения специфической части профессиональной услуги, допустимо получение технической консультации у экспертов: других аудиторов, адвокатов, инженеров, геологов, химиков, физиков, оценщиков и других специалистов.
 
9.2. В таких ситуациях, хотя аудитор и полагается на техническую компетентность эксперта, знание этических требований не может быть автоматически усвоено. Так как основная ответственность при предоставлении услуг лежит на аудиторе, аудитор должен проследить за соблюдением этических рекомендаций.
 
9.3. Обращаясь к услугам экспертов, не являющихся аудиторами, аудитор должен ознакомить экспертов с этическими требованиями. В первую очередь внимание следует уделять основным принципам, изложенным в параграфе 9 введения к Кодексу. Эти принципы справедливы к любым видам работ, в которых участвуют аудиторы.
 
9.4. Степень необходимого руководства и контроля за работой экспертов зависит от квалификации привлеченных к заданию специалистов и характера работы. Примерами такого руководства и надзора могут быть:
- ознакомление специалистов с соответствующими этическими требованиями;
- письменное подтверждение специалистом своего понимания этических требований;
- предоставление консультаций при возможности возникновения конфликта.
 
9.5. Аудитор должен учитывать специфические требования по обеспечению независимости или другие риски, специфические для данного задания. Такие ситуации требуют особенного внимания и руководства/надзора за выполнением экспертами этических требований.
 
9.6. Если в какой-либо момент аудитор будет не удовлетворен соблюдением или гарантией выполнения экспертами этических требований, контракт не будет заключен, а если такая ситуация происходит после его заключения, он должен быть расторгнут.
 
 
Статья 10. Оплата по договору и комиссионные
 
10.1. Аудиторы, оказывающие заказчикам профессиональные услуги, принимают на себя обязательство оказывать такие услуги честно и объективно и согласно существующим стандартам. Это обязательство может быть реализовано путем применения профессиональных навыков и знаний, приобретенных аудиторами во время обучения и во время работы. Аудитор имеет право на получение оплаты за оказанные услуги.
 
10.2. Оплата профессиональных услуг.Оплата должна справедливо отражать стоимость профессиональных услуг, оказанных заказчику, а также принимать во внимание:
а) навыки и знания, необходимые для данного вида профессиональных услуг;
б) уровень подготовки и наличие делового опыта у лиц, оказывающих профессиональные услуги;
в) время, затраченное каждым аудитором на оказание профессиональных услуг;
г) уровень ответственности, необходимый для оказания данных услуг.
 
10.3. Обычно оплата за оказание профессиональных услуг исчисляется на основе соответствующих почасовых или дневных расценок для каждого лица, занятого оказанием профессиональных услуг. Эти расценки должны основываться на принципе, согласно которому организация работы, деятельность и услуги, оказываемые аудитором заказчику, правильно спланированы, контролируются и управляются должным образом.
При этом необходимо принимать во внимание положения параграфа 10.2. Для каждого аудитора необходимо определить соответствующие расценки.
 
10.4. Аудитор не должен указывать, что в настоящий момент или в будущем определенные профессиональные услуги будут оказываться либо за установленную (фиксированную) оплату, примерную оплату или оплату в определенных пределах, если в настоящий момент есть вероятность существенного возрастания этой оплаты, и будущему заказчику об этом неизвестно.
 
10.5. При оказании заказчику профессиональных услуг необходимо и целесообразно договориться о стоимости услуг заранее. В таком случае аудитор должен рассчитать оплату, принимая во внимание положения параграфов 10.2-10.4.
 
10.6. Не будет считаться неправильным, если аудитор соглашается на меньшую оплату по сравнению с той, которая была назначена предшествующему аудитору за аналогичные услуги при условии, что при начислении оплаты принимались во внимание положения параграфов 10.2-10.4.
 
10.7. Как определено в параграфе 8.8, "профессиональные услуги (аудит финансовой отчетности, операционный аудит и аудит на соответствие) не должны предлагаться или предоставляться заказчику по соглашению, в соответствии с которым оплата будет произведена только в случае достижения какого-либо определенного результата или обусловлена какими-либо другими обстоятельствами".
 
10.8. Предшествующие параграфы касаются оплаты согласно договору. Переменные издержки любого вида, командировочные расходы, относящиеся непосредственно к оказанию профессиональных услуг определенному заказчику, обычно относятся на счет заказчика в дополнение к оплате за услуги профессионального характера.
 
10.9. Прежде чем нанять аудитора, в интересах заказчика и самого аудитора необходимо четко определить порядок, желательно в письменном виде, в соответствии с которым будут производиться расчет оплаты и выписка счета на оплату услуг во избежание любых недоразумений.
 
Комиссионные вознаграждения
 
10.10. Оплата или получение комиссионных вознаграждений аудитором может нарушить объективность и независимость аудита. Аудитор не должен платить кому-либо комиссионные за привлечение заказчика, а также сам не должен получать комиссионные за направление заказчика третьей стороне. Аудитор не должен получать какие-либо комиссионные за передачу заказчику продукции или услуг других лиц.
 
10.11. Оплата и получение вознаграждений между аудиторами за посредничество, когда не оказывалось никаких услуг профессионального характера, расцениваются как комиссионные в соответствии с параграфом 10.10.
 
10.12. Аудитор может подписать соглашение о приобретении одной части или полностью организации, что потребует выплат отдельным лицам, ранее работавшим в аудиторской организации, либо выплат их правопреемникам. Такие выплаты не считаются комиссионными в соответствии с параграфом 10.10.
 
 
Статья 11. Деятельность,
не совместимая с практикой аудитора
 
11.1. Аудитор не должен одновременно заниматься любыми другими видами деятельности, которые могут нанести ущерб честности, объективности, независимости или репутации профессии и таким образом являются несовместимыми с оказанием услуг профессионального характера.
 
11.2. Оказание двух или более видов услуг профессионального характера одновременно само по себе не оказывает влияния на честность, объективность или независимость.
 
11.3. Одновременное занятие другим бизнесом, деятельностью, не имеющими отношения к услугам профессионального характера и не позволяющими аудитору выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с основными этическими принципами аудиторской профессии, должно считаться несовместимым с практикой аудитора.
 
 
Статья 12. Отношения с другими аудиторами.
Принятие новых назначений
 
12.1. Расширение сферы предпринимательства часто приводит к образованию филиалов или дочерних организаций в местах, где действующий аудитор не практикует. В этих условиях аудитор по согласованию с заказчиком может обратиться к другому аудитору (аудитору-преемнику), осуществляющему свою деятельность в этих местах, с тем, чтобы вместе оказать профессиональные услуги, необходимые для выполнения задания.
 
12.2. Передача какого-либо вида аудиторской деятельности может возникнуть в области особых услуг или задач. Масштаб услуг, предлагаемых аудиторами, продолжает расширяться и зачастую требует глубоких специальных знаний. Поскольку одному аудитору невозможно овладеть всем опытом или стать экспертом во всех областях профессии, некоторые аудиторы пришли к выводу, что нерационально практиковать в своих организациях развитие полного спектра специальных услуг, которые могут быть востребованы.
 
12.3. Аудиторы должны оказывать только такие услуги, которые отвечают их профессиональной компетенции. Поэтому для профессии в целом и в интересах заказчиков важно, чтобы аудиторы были открыты для получения соответствующих консультаций от компетентных лиц.
 
12.4. Пожелания заказчиков должны быть определяющими при выборе профессиональных консультантов вне зависимости от наличия потребности в специальных навыках.
Аудитор не должен пытаться каким-либо образом ограничивать свободу выбора заказчика при получении каких-либо консультаций, более того, должен поощрять такие намерения заказчика.
 
12.5. Услуги или консультации аудитора, обладающего особой квалификацией, могут быть востребованы:
а) заказчиком:
I) после предварительного обсуждения и консультаций с действующим аудитором;
II) по особой просьбе или рекомендации действующего аудитора;
III) без обращения к действующему аудитору;
б) действующим аудитором - при условии соблюдения обязательств по конфиденциальности.
 
12.6. Когда к аудитору обращаются с просьбой предоставить услуги или консультации, следует выяснить, имеет ли предполагаемый заказчик действующего аудитора. Если имеется действующий аудитор, который будет продолжать оказывать услуги профессионального характера, следует соблюдать процедуру, изложенную в параграфах 12.8-12.13.
Если это назначение приведет к замене действующего аудитора аудитором-преемником, следует придерживаться процедур, изложенных в параграфах 12.14-12.25.
 
12.7. Аудитор-преемник должен ограничить услуги, предоставляемые по особому заданию, изложенному в обращении действующего аудитора или заказчика, если заказчику не требуется иное. Аудитор-преемник обязан также осуществлять действия для поддержания настоящих отношений действующего аудитора с заказчиком и не должен выражать никакой критики в отношении профессиональных услуг действующего аудитора, не предоставив последнему возможность предъявить всю соответствующую информацию.
 
12.8. Аудитор-преемник, к которому заказчик обратился с просьбой выполнить задание, которое в корне отличается от выполняемого действующим аудитором или от полученного первоначально через обращение действующего аудитора или заказчика, должен рассматривать это как отдельную просьбу предоставить услуги или консультации. Прежде чем принять любые задания такого рода, аудитор-преемник должен информировать заказчика о своем профессиональном долге поставить в известность действующего аудитора и незамедлительно сделать это, желательно в письменном виде, сообщив о решении заказчика и общем характере его обращения.
 
12.9. Иногда складываются обстоятельства, когда заказчик возражает против информирования действующего аудитора. В таком случае аудитор-преемник должен взвесить обоснованность возражений заказчика. При отсутствии особых обстоятельств нерасположение заказчика к общению с действующим аудитором не будет являться уважительной причиной.
 
12.10. Аудитор-преемник обязан:
а) следовать инструкциям, полученным от действующего аудитора или заказчика, в той мере, в которой они не противоречат соответствующим юридическим и другим требованиям;
б) убедиться, насколько целесообразно посвящение действующего аудитора в общий характер оказываемых профессиональных услуг.
 
12.11. Когда имеются два или более аудиторов, оказывающих профессиональные услуги заказчику, может быть целесообразным проинформировать только того аудитора, который имеет отношение к конкретным услугам.
 
12.12. Когда это приемлемо, действующий аудитор в дополнение к поручениям, касающимся бизнеса, должен поддерживать контакт с аудиторами-преемниками и сотрудничать с ними при наличии обоснованных просьб в оказании содействия.
 
12.13. Если мнение аудитора по вопросам применения стандартов бухгалтерского учета, аудита, отчетности или других стандартов или принципов при специфических обстоятельствах сделок не совпадает с мнением действующего бухгалтера, аудитор должен опасаться возможности его формирования под давлением на суждения и объективность бухгалтера. Оспариваемое мнение аудитора, изложенное без полного и соответствующего изложения фактов, может создать трудности для аудитора-преемника, впоследствии назначенного компанией. Аудитор должен искать возможности для снижения риска неверных толкований, добиваясь доступа ко всей относящейся к делу информации. Когда от аудитора-преемника требуется выразить мнение в ситуации, описанной выше, необходимо связаться с действующим аудитором. Важно, чтобы действующий аудитор с разрешения заказчика предоставил преемнику всю запрашиваемую информацию. С разрешения заказчика аудитор-преемник должен также представить действующему аудитору копию заключительного отчета. Если заказчик не соглашается на контакт с действующим аудитором, договор обычно не заключается.
 
Замена другим аудитором
 
12.14. Собственники предприятия имеют бесспорное право выбирать и заменять аудитора по своему усмотрению.
Законные интересы собственников должны быть защищены. Но и аудитор-преемник должен иметь возможность выяснить, существуют ли какие-либо причины профессионального характера, препятствующие принятию назначения. А это невозможно сделать без общения с действующим аудитором. Без специального письма от заказчика действующий аудитор не должен раскрывать информацию о делах заказчика.
 
12.15. Контакты с действующим аудитором позволяют аудитору-преемнику убедиться в возможности и целесообразности принять предложение и заключить контракт в обстоятельствах, при которых была предложена замена. Кроме того, такие контакты помогают сохранить гармоничные отношения между аудиторами, на чьи профессиональные советы и помощь полагаются заказчики.
 
12.16. Степень открытости действующего аудитора для обсуждения дела заказчика с потенциальным аудитором зависит от следующих факторов:
а) получения соответствующего разрешения заказчика;
б) наличия в стране заказчика законодательных или этических требований, относящихся к раскрытию информации.
 
12.17. Аудитор - вероятный преемник должен соблюдать конфиденциальность при получении любой информации, предоставленной действующим аудитором, и уделять ей должное внимание.
 
12.18. Предоставленная действующим аудитором информация может, к примеру, указывать, что основания, выдвинутые заказчиком в качестве причины для его замены, не соответствуют действительности. Она может свидетельствовать, что решение о замене продиктовано принципиальностью действующего аудитора в отстаивании своей позиции и надлежащим выполнением своих обязанностей вопреки противодействию заказчика и возникновением существенных разногласий между аудитором и заказчиком по принципиальным вопросам деятельности.
 
12.19. Следовательно, общение между сторонами позволяет:
а) предотвратить принятие аудитором назначения в условиях неполной осведомленности или скрываемой и/или искаженной информации;
б) защищать мелких собственников предприятия, не обладающих контрольным пакетом акций, которые могут быть не в полной мере информированы в отношении обстоятельств, при которых предложена замена;
в) защищать интересы действующего аудитора, когда предлагаемая замена является следствием добросовестного выполнения им профессиональных обязанностей в качестве независимого профессионала или попыткой помешать ему их выполнять.
 
12.20. До принятия решения об оказании профессиональных услуг, оказываемых до настоящего времени другим аудитором, аудитор-преемник должен:
а) удостовериться, поставил ли его будущий заказчик в известность действующего аудитора о намеченной замене и дал ли ему разрешение, предпочтительно в письменном виде, обсуждать свои дела в полной мере и совершенно свободно с аудитором-преемником;
б) получив удовлетворительный ответ от будущего заказчика, должен запросить разрешение на общение с действующим аудитором. Если в таком разрешении отказано или разрешение, о котором идет речь в пункте а), не получено, аудитор-преемник должен отклонить назначение, если только не имеется исключительных обстоятельств, о которых аудитор знает, или если в отношении необходимых факторов не дано разъяснение каким-либо другим способом;
в) получив разрешение, запросить действующего аудитора, желательно в письменном виде, о предоставлении:
1) информации любого профессионального характера, которая должна быть известна до принятия решения о выполнении задания;
2) всех необходимых деталей информации, которые могут потребоваться для принятия решения.
 
12.21. Действующий аудитор, оказывающий услуги в настоящее время, получив сообщение, о котором идет речь в параграфе 12.20 (в), обязан:
а) дать ответ, желательно в письменном виде, с пояснением о существовании каких-либо причин профессионального характера, по которым аудитор не должен принимать это предложение;
б) если имеются какие-либо причины или другие обстоятельства, которые требуют раскрытия, убедиться, что заказчик дал разрешение сообщить детали этой информации аудитору-преемнику. В случае если разрешение не получено, действующий аудитор должен сообщить об этом аудитору-преемнику;
в) получив разрешение от заказчика, раскрыть информацию, запрашиваемую аудитором-преемником для принятия решения, открыто обсудить с аудитором-преемником все вопросы, имеющие отношение к назначению, о которых последний должен знать.
 
12.22. Если аудитор-преемник не получит ответа от действующего аудитора в надлежащие сроки, и при этом нет оснований предполагать о существовании каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с предстоящей заменой, он должен связаться с действующим аудитором каким-либо другим образом. Если и после этого не удастся достичь удовлетворительного результата, аудитор-преемник должен послать еще одно письмо, утверждающее, что, по всей видимости, профессиональные причины, которые препятствовали бы принятию назначения, отсутствуют, и в связи с этим он намеревается принять назначение.
 
12.23. Оплата по контракту, не выплаченная действующему аудитору, не является причиной, по которой другой аудитор не может принять назначение.
 
12.24. После подписания контракта с аудитором-преемником действующий аудитор должен незамедлительно передать ему все бухгалтерские книги и документы заказчика, которые ведутся и могли вестись после смены назначения, и должен соответственно предоставлять заказчику консультации до тех пор, пока аудитор-преемник не будет полностью введен в курс дела.
 
12.25. Некоторые организации в соответствии с законными требованиями или по другой причине предусматривают проведение тендеров, например, в отношении профессиональных услуг, оказываемых аудиторами. В ответ на рекламное объявление, или же подав по собственной инициативе заявку на участие в тендере, аудитор должен, если его назначение может привести к замене другого аудитора, указать в заявке или тендерных документах, что до осуществления возможности связаться с действующим аудитором необходимо выяснить, имеются ли какие-либо причины профессионального характера, по которым назначение не может быть принято. В случае успеха на тендере ему следует связаться с действующим аудитором.
 
 
Статья 13. Реклама и предложение услуг
 
13.1. Реклама и предложение услуг должны объективно информировать общественность, содержать правдивую и достоверную информацию, выдержанную в хорошем тоне. Не допустимо принудительное или назойливое предложение услуг.
 
13.2. Реклама и предложение услуг не должны содержать:
а) предпосылок для ложных или неоправданных ожиданий благоприятных результатов;
б) ложной уверенности в способности оказывать влияние на судебные, исполнительные, контролирующие или любые другие аналогичные органы или на должностные лица;
в) саморекламы, не имеющей под собой оснований;
г) сравнения с другими аудиторами;
д) рекомендаций или одобрения чьей-либо деятельности;
е) любой другой информации, которая вводит в заблуждение или не соответствует действительности;
ж) необоснованных утверждений отдельных лиц об их принадлежности к экспертам или специалистам определенных областей аудита.
 
13.3. Желательно, чтобы общественность знала об услугах, предоставляемых аудитором. Соответственно, не должно быть возражений со стороны организации участника о предоставлении от ее имени информации общественности.
 
13.4. Информирование общественности допускается при условии соблюдения следующих требований:
 
- назначения и награждения. В интересах общества и профессии, чтобы факты назначения на должность или другая деятельность аудитора по вопросам национального и местного значения или присуждения любых наград аудитору были известны общественности с упоминанием организации участника. Однако аудитор не должен использовать назначение на должность в качестве саморекламы;
 
- поиск работы аудитором. Аудитор может информировать заинтересованные стороны через любое средство массовой информации о поиске работы, связанной с бухгалтерским учетом, в форме партнерства, найма на базе зарплаты. Аудитор не должен публиковать объявление о найме в форме, которая может быть истолкована как реклама аудиторских услуг. Информирование общественности о поисках работы по найму приемлемо, если это происходит через профессиональную прессу, и ни имя, ни адрес, ни номер телефона аудитора не появляются в средствах массовой информации. Аудитор может написать письмо или обратиться напрямую к другому аудитору при поиске работы;
 
- справочники. Имя аудитора может быть включено в справочник, не являющийся намеренной рекламой включенных в него аудиторов. Справка об аудиторе состоит из имени, адреса, номера телефона, описания профессиональной деятельности и любой другой информации, необходимой для установления контакта с аудитором или его организацией;
 
- книги, статьи, интервью, лекции, участие в радио- и телепередачах. Аудиторы, являющиеся авторами книг или статей на профессиональные темы, могут указывать свое имя, квалификацию и название своей организации, но они не могут давать информацию об услугах, оказываемых фирмой. Такие же условия распространяются на участие аудиторов в лекциях, интервью, радио- и телепрограммах. Во всем, что пишут или говорят аудиторы, не должно быть саморекламы или рекламы фирмы, должно быть объективное профессиональное мнение о рассматриваемой проблеме;
 
- подготовительные курсы, семинары и т.д. Аудитор может приглашать заказчиков, персонал или других аудиторов на подготовительные курсы, семинары, проводимые организацией. Другие лица не должны приглашаться на такие подготовительные курсы или семинары за исключением случаев, когда визит был ответом на приглашение нерекламного характера. Аудитор имеет право предоставлять услуги по подготовке кадров в других профессиональных организациях, ассоциациях или учебных институтах, проводящих курсы для своих участников или общественности. Однако при этом не должна преследоваться цель популяризации имени аудитора посредством буклетов и документов, связанных с ними;
 
- буклеты и документы, содержащие техническую информацию. Буклеты и другие документы с указанием имени аудитора и содержащие техническую информацию в целях оказания помощи персоналу или заказчикам могут издаваться для них и других аудиторов. Другие лица не должны снабжаться такими буклетами или документами за исключением случаев, когда это является ответом на просьбу нерекламного характера;
 
- набор персонала. О вакансиях на должность аудитора можно информировать общественность через любое средство массовой информации, традиционное для подобных извещений. Эта информация не должна содержать никакого элемента содействия. Нельзя заявлять, что предлагаемые услуги лучше тех, которые оказывают другие аудиторы, по какой-либо причине, имея в виду их объем, с чем они связаны и др.;
 
- реклама по поручению заказчика. Аудитор может опубликовать объявление по поручению заказчика, в основном для набора персонала. Однако аудитор должен убедиться в том, что реклама направлена на удовлетворение интересов заказчика;
 
- брошюры и фирменные справочники. Аудитор может издать для заказчиков, для лиц, не являющихся заказчиками, или в ответ на чей-либо запрос:
а) действительное и объективное сообщение о предоставляемых услугах;
б) справочник, содержащий имена партнеров, адреса офисов, имена и адреса фирм-компаньонов и корреспондентов;
 
- почтовая бумага, канцелярские принадлежности и вывески. Почтовая бумага, канцелярские принадлежности и вывески аудиторов должны соответствовать допустимым профессиональным стандартам, а также требованиям общественной профессиональной организации аудиторов Узбекистана в отношении имен партнеров, должностных и других лиц, участвующих в практике, использовании профессиональных описаний и аббревиатур (сокращений) в отношении названных профессий, а также городов, где представлена практика, логотипов и т.д.;
 
- объявления в газетах. Соответствующие газеты или журналы могут быть использованы для информирования общественности об учреждении новой практикующей аудиторской организации, изменениях в составе аудиторской организации или изменении адреса организации. Такие объявления следует ограничивать строгим изложением фактов, с учетом того, насколько данным объявлениям соответствуют область распространения и тираж газет, журналов;
 
- включение имени аудитора в документ, выпускаемый заказчиком. Когда заказчик предполагает опубликовать аудиторский отчет о своей финансово-хозяйственной деятельности или в связи с учреждением нового делового предприятия, аудитор должен предпринять меры для обеспечения того, чтобы содержание намеченного к публикации доклада не вводило в заблуждение общественность. В этих обстоятельствах заказчик должен обратиться вначале за разрешением о публикации к аудитору.
Также следует обратить внимание на другие документы, которые предлагает опубликовать заказчик, если они содержат имя аудитора, занимающегося независимой профессиональной деятельностью. Это не мешает включению имени аудитора в годовой отчет заказчика.
 
 
Статья 14. Конфликт интересов
 
14.1. Работающие аудиторы должны быть верны своему работодателю и профессии. Но возможна ситуация, когда эти два условия не могут выполняться одновременно. Обычно для сотрудника первоочередное значение имеют правила и процедуры, направленные на поддержание закона и этических целей своей организации. Однако от сотрудника не может требоваться:
а) нарушения закона;
б) нарушения профессиональных правил и стандартов;
в) ложь или недостоверная информация (равно как ее умалчивание) в отношении лиц, действующих в качестве работодателя аудитора;
г) ставить свое имя или любым другим образом быть связанным с отчетом, искажающим факты.
 
14.2. Расхождение мнений по поводу правильности суждений, относящихся к бухгалтерскому учету или этическим принципам, должно быть выяснено и разрешено внутри организации сотрудника сначала на среднем уровне руководства, а затем, возможно, и высшем, при возникновении разногласий по принципиальным этическим вопросам - на высших уровнях руководства.
 
14.3. Если аудиторы не могут разрешить разногласия, возникшие между работодателями и профессиональными требованиями, то вполне возможно, что после использования всех приемлемых возможностей у них не останется выхода, кроме как рассмотрения вопроса об отказе от дела. Работающие по найму должны изложить свои причины работодателю, но долг соблюдения конфиденциальности не допускает разглашения информации третьим лицам (если того не требуют закон или профессиональные принципы).
 
14.4. Для дальнейших инструкций при рассмотрении подобных вопросов смотрите статью 2 "Разрешение этических конфликтов".
 
 
Статья 15. Поддержка коллег
 
Аудитор, особенно имеющий полномочия руководить другими, должен способствовать тому, чтобы его коллеги имели и придерживались собственных суждений по вопросам бухгалтерского учета, аудита, и должен профессионально улаживать возникающие разногласия.
 
 
Статья 16. Профессиональная компетентность
 
К аудитору, специализирующемуся на определенной сфере экономики, могут обратиться с просьбой выполнить задание, для которого у него нет достаточной специальной подготовки или опыта. Соглашаясь на такую работу, аудитор не должен вводить в заблуждение работодателя относительно степени своей компетентности или опыта и должен обращаться за консультациями и помощью к экспертам.
 
 
Статья 17. Предоставление информации
 
17.1. Аудитор должен предоставлять информацию полно, честно и профессионально, в такой форме, чтобы ее содержание было понятно в контексте.
 
17.2. Аудиторы должны стремиться сделать все от них зависящее, чтобы информация финансового и нефинансового характера передавалась в форме, четко описывающей характер операции, актива или обязательства с их классификацией, и регистрировалась в средствах массовой информации своевременно и должным образом.
 
 
Статья 18. Дисциплинарные меры
 
18.1. Дисциплинарные меры могут применяться в случаях:
- несоблюдения аудитором требуемых стандартов профессиональной практики, навыков и компетенции;
- несоблюдения этических норм;
- проявления дискредитирующего или нечестного поведения.
 
18.2. Дисциплинарные расследования обычно осуществляются на основании жалобы. Расследования могут проводиться по инициативе участника или регулирующего органа без подачи жалоб в устной или письменной форме. При их проведении следует делать ссылку - на кого подается жалоба и на ее подающего. При этом может быть предпринята попытка к примирению.
 
18.3. Дисциплинарные расследования осуществляются дисциплинарным комитетом в форме, не противоречащей законодательству. Они включают в себя законодательную репрезентативность, сбор свидетельств, протокол процедур. Дело против ответчика может быть представлено адвокатом, представителем комитета по расследованию или секретариатом организации-участника.
 
18.4. Исходя из результатов расследования, участник или регулирующий орган принимает решение о применении дисциплинарных мер. Виновный имеет право опротестовать решение в установленном порядке.
 
18.5. Санкции, проводимые дисциплинарными органами, включают в себя (перечислены в порядке усиления):
- выговор;
- штраф;
- выплату издержек;
- временное отстранение;
- лишение прав на осуществление практики;
- исключение из членства в общественной профессиональной организации;
- ходатайство о лишении сертификата.
Кроме того, санкции могут включать предупреждение, возмещение оплаты, произведенной заказчиком, дополнительные образовательные меры и проведение работ другим участником за счет участника, подвергаемого дисциплинарным мерам.
 
18.6. Обе стороны имеют право на апелляцию в установленном порядке.
 
18.7. Допускается, что факты дисциплинарных и апелляционных процедур станут достоянием общественности. В этом случае о них должны быть проинформированы оба участника и широкая общественность. Также может быть необходимым передать решение в соответствующий регулирующий орган или наоборот, чтобы дисциплинарное заседание проводилось регулирующим органом.
Контакты
(+998-71) 268-49-60
Наш партнер
www.ziyokonsalt.uz