Аудиторская деятельность в Узбекистане началась в 1992 году, когда был принят Закон «Об аудиторской деятельности». Были разработаны Национальные стандарты аудиторской деятельности (НСАД) в основу которых были положены МСА. Из 35 существующих МСА в Узбекистане введены в действие 21 НСАД. Учитывая, что в МСА периодически вносятся изменения - НСАД содержат устаревшие положения по сравнению МСА.
НСАД являются одним из элементов регулирования аудиторской деятельности и являются основой для разработки внутренних стандартов аудиторских организаций и методологии проведения аудиторских проверок.
В Узбекистане идет поэтапное реформирование аудиторской деятельности. Главным реформатором аудиторской деятельности выступает Министерство Финансов РУз совместно с Палатой аудиторов Узбекистана и Национальной Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов.
В 2000-2006 годы были приняты Закон «Об аудиторской деятельности» в новой редакции и Положения о порядке выдачи лицензии и квалификационного сертификата аудитора. Установлены дополнительные лицензионные требования и условия, направленные на повышение ответственности аудиторских организаций, качества аудиторских услуг. Введены дополнительные квалификационные требования к аудиторам и руководителям аудиторских организаций. С 1 января 2008 года внедрена дифференцированная система лицензирования аудиторской деятельности в зависимости от проверяемых субъектов.
В кругу аудиторских организаций дана высокая оценка реформ проведенных Министерством Финансов в 2007-2008 годах. Со стороны Правительства оказана поддержка аудиторским организациям в виде освобождения от уплаты единого налогового платежа и налога на прибыль до 2011 года. (Постановление Президента Р Уз от 17.04.2006 г. N ПП-325). Данные реформы и предоставленные льготы положительно сказались на качестве аудиторских услуг, повысили финансовую устойчивость аудиторских организаций и оздоровили конкурентную среду на рынке аудита.
В соответствии с международными требованиями в Узбекистане действует:
· единая квалификационная программа на получение квалификационного сертификата аудитора;
· единая программа ежегодного повышения квалификации аудиторов;
· ведется единый реестр аудиторов и аудиторских организаций;
· имеется регулятор аудиторской деятельности в лице Министерства Финансов;
· в 2004 году введен Кодекс профессиональной этики аудиторов.
Ведущие аудиторские организации Узбекистана уже давно применяют МСА при проверке международных проектов или по запросу клиента. Такие организации входят в международную сеть аудиторских фирм и проходят их системы внешнего контроля качества.
В Узбекистане планируется переход на МСА и рассматриваются основные проблемы которые могут возникнуть при переходе: отсутствие законодательной базы для применения МСА; отсутствие официального перевода МСА, недостаточный уровень подготовки аудиторов для использования МСА, что отрицательно скажется на качестве аудиторских проверок; высокие затраты на переподготовку аудиторов по применению МСА.
Для решения этих задач необходимо: законодательное признание официального перевода текста МСА; разработать механизм распространения опыта применения МСА; организовать систему контроля качества работы аудиторов; провести переподготовку действующих аудиторов по МСА; внедрить обучение МСА в высших учебных заведениях.
Рассматриваются несколько вариантов перехода на МСА и один из вариантов это опыт перехода на МСА США и РФ.
Постепенное приведение национальных стандартов в соответствие с МСА при параллельном приведении в соответствие с требованиями МФБ основополагающих принципов:
· аттестация и повышение квалификации аудиторов;
· применение Кодекса этики аудиторов рекомендованного МФБ;
· организация надзора и мониторинга за внутренним контролем качества деятельности аудиторов и аудиторских организаций, т.е. создания «инфраструктуры», обеспечивающей наиболее полное и правильное применение МСА.
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 26.11.2010 г. N ПП-1438 "О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011-2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей" дано новое направление развития аудита в Узбекистане. В Приложении N 2 к ПП-1438 «Мероприятия по дальнейшему развитию сферы микрофинансирования и небанковского финансового сектора республики на 2011-2015 годы» предусмотрено внедрение практики проведения независимого аудита деятельности крупнейших предприятий Узбекистана на основе международных стандартов аудита: НХК "Узбекнефтегаз", ГАК "Узбекэнерго", ГАЖК "Узбекистан темир йуллари", НАК "Узбекистан хаво йуллари", ГАК "Узкимёсаноат", АК "Узавтосаноат" и другие.
На 1 ноября 2012 года в Узбекистане действуют следующие аудиторские организации с международным статусом входящие в международные сети аудиторских организаций и являющиеся членами МФБ:
|
Аудиторская организация
|
Членство в международной сети
|
1
|
ДАП «Price Water House Coopers »
|
Price Water House Coopers
|
2.
|
OOO “Deloitte va Touche”
|
Deloitte & Touche
|
3.
|
OOO “Ernst&Young”
|
Ernst&Young
|
4.
|
ООО «Grant Thornton»
|
Grant Thornton
|
5.
|
OOO «Marikon Audit»
|
Russell Bedford International
|
6.
|
ООО «PKF MAK ALYANS AUDIT»
|
PKF International Limited
|
7.
|
ООО «DOK - AUDIT»
|
Kreston International
|
8.
|
ООО «Konsaudit Adolat»
|
HLB International
|