Лицензии / Сертификаты


1место
в рейтинге аудиторских организаций Узбекистана по итогам 2011 г.
1
О применении стандартов МСФО (IAS) в Узбекистане

В 1994 году принята ГосударственнаяПрограмма перехода Республики Узбекистан на принятую в международной практике систему учета и создана межведомственная комиссия для реализации данной программы.

Главной целью программы является создание условийдля эффективногогосударственного регулированияэкономики республики, объективного анализа ролии значения ееразличных сфер деятельностив мировом сообществе, наоснове системы информации,адекватной структуре рыночной экономики, своевременного выявления тенденций,прогнозирования их развития и оценки последствий управленческих решений.

В Государственной программе предусматривается решениеследующих задач:

·пересмотр общеметодологических основ государственной статистики иучета иприведение еев общепринятуюв мировой практике систему учета и статистики;

·приведение в соответствие с международными нормами национальных макроэкономических показателей,создание системы национальныхсчетовРеспубликиУзбекистан,втомчислеразработка счетов по отраслям и секторам национальной экономики;

Намежведомственную комиссию возлагается выполнение следующих функций:

·осуществление контроляза исполнениемпостановлений и распоряженийКабинетаМинистровРеспубликиУзбекистанпо вопросам реализации мероприятий Государственной программы;

·обеспечениеприведениявсоответствиес мировой практикой бухгалтерского учетахозяйствующих субъектови системыстатистических показателей,вт.ч.отражающихфинансовую,банковскуюи таможенную деятельность, необходимых дляпостроения национальных счетов,оказание организационной помощи в их разработке;

Государственные и негосударственные органы, уполномоченные исполнять план или программу внедрения МСФО в национальную экономику:

·Министерство финансов Республики Узбекистан;

·Государственный комитет Республики Узбекистан по статистики;

·Центральный банк Республики Узбекистан;
·Министерство юстиции Республики Узбекистан;
·Профессиональное объединение бухгалтеров и аудиторов.

Период, в течение которого предполагается осуществить внедрение МСФО в национальную экономику: в долгосрочной перспективе – поэтапно.

С 2000 года в обязательном порядке МСФО внедрены в банках Республики Узбекистан, где основой бухгалтерского учета и отчетности является Закон Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете" и Международные стандарты финансовой отчетности. Финансовая отчетность, публикуемая банками, а также основные принципы, концепции и определения, используемые банками в процессе бухгалтерского учета и отчетности, соответствует Закону Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете" и МСФО.

С 2007 года в обязательном порядке МСФО внедрены в микрокредитных организациях, где принципы бухгалтерского учета, правила ведения учета и контроля финансовых операций, структура бухгалтерского аппарата, способы обслуживания клиентов и ведение документооборота, порядок составления бухгалтерской отчетности, основаны на Международных стандартах финансовой отчетности.

В добровольном порядке применяют МСФО Предприятия с иностранными инвестициями и совместные предприятия при подготовке финансовой отчетности для иностранных инвесторов, но при этом такие предприятия одновременно ведут бухгалтерский учети финансовую отчетность с применением национальныхстандартов.

В деловой практике, предприятия Узбекистана в добровольном порядке по запросу банка подготавливают финансовую отчетность с применением МСФО – дляполучения кредита банка. Это делается для того, чтобы наиболее достоверно была представлена картина финансового состояния предприятий претендующих на получение кредита.

Контроль качествабухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО осуществляется аудиторскими организациями: для банков и микрокредитных организаций – в обязательном порядке, для всех остальных - на добровольной основе.

Начиная с 1998 года начали вводиться в действие Национальные стандарты бухгалтерского учета(НСБУ), которые были разработаны на основе МСФО. Основная миссияпо разработке НСБУ возложена на Управление методологии бухгалтерского учетаи аудита при Министерстве Финансов РУз с участиемНациональной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана и при поддержке международных организаций. Сотрудничество с международными организациями в области бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в виде совместного проведения конференций, семинаров, симпозиумов, конгрессов, тренингов: с Комитетом по МСФО, Международной федерацией бухгалтеров, Всемирным банком, FIC, ПРООН.

В 2002 году был введен в действие НСБУ "План счетов бухгалтерского учетаиИнструкция по его применению" который разработан с учетом принципов МСФО и получил высокую оценку всех пользователей. Практически каждый год вводится новый НСБУ, в 2009 году был введен НСБУ "Учет затрат по займам". Всего введено в действие 25 Национальных стандартов разработанных на основе МСФО. Введение НСБУ разработанных на основе МСФО позволило поднять на высокий уровень систему бухгалтерского учета на предприятиях Узбекистана и значительно облегчило работу главных бухгалтеров и аудиторов.

Успешное внедрение МСФО в Узбекистане требует наличия достаточного числа специалистов по МСФО, а также системы их подготовки; независимого аудита; четко разработанной нормативной и правоприменительной базы; адаптированной версии МСФО для малых предприятий; внимания к ключевым техническим проблемам; отлаженных механизмов обеспечения соблюдения; тщательного согласования МСФО с налоговой системой.

В настоящее время обязательные требования к прохождению обучения и получению сертификатов(дипломов) МСФО в Узбекистане не установлены, но планируется ввести данное требование для аудиторов и главных бухгалтеров.

В обычной практике все аудиторы проходят добровольное обучение МСФО, так как без такой подготовки сдать экзамены для получения квалификационного сертификата аудитора – маловероятно.

В Узбекистане широко представлены специальные программы обучения МСФО и аттестации специалистов:

·в системе высшего образования - Ташкентский финансовый институт, Ташкентский Государственный экономический университет и др.;

·обучение МСФО бухгалтеров - CIPAEN, АССА, ДипИФР;

·обучение МСФО аудиторов проводится в ходе подготовки к квалификационному экзамену и специальные программы обучения МСФО аудиторов в системе непрерывного повышения квалификации -CIPAEN, АССА ДипИФР;

·обучение МСФО преподавателей высших учебных заведений CIPAEN, АССА ДипИФР;

·проводится национальная аттестация специалистов по вопросам МСФО общественными объединениями бухгалтеров и аудиторов в рамках профессиональной сертификации.

 

Основные проблемы внедрения МСФО:

·отсутствие официального статуса финансовой отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

·формальный подход хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям МСФО;

·необходимость высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации финансовой отчетности, подготовленной по национальным стандартам бухгалтерского учета;

·адаптация программных продуктов автоматизированных систем бухгалтерского учета на МСФО;

·недостаточная степень участия профессиональных общественных объединений бухгалтеров и аудиторов и другой заинтересованной общественности, включая пользователей финансовой отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также в развитии бухгалтерской профессии;

·низкий уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО;

·отсутствие официального перевода МСФО на русском и узбекском языках.

Возможные пути их решения:

·совершенствование нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности направленные на полное внедрение МСФО;

·создание инфраструктуры применения МСФО;

·совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

·повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности основанной на МСФО, а также пользователей финансовой отчетности;

·организация качественного официального перевода МСФО на русский и узбекский языки;

·введение обязательной сертификации по МСФО аудиторов, главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб.

 

Главное, что Узбекистан не стоит на месте, а постоянно двигается к намеченной цели и МСФО будут приняты в Узбекистане, когда будут подготовлены оптимальные условия для их внедрения.

 
 

 

Кондратова Наталья.Директор ООО «MARIKON-AUDIT»

 

Опубликовано: Журнал налогоплательщика, апрель №1(07) 2010
Контакты
(+998-71) 268-49-60
Наш партнер
www.ziyokonsalt.uz