Лицензии / Сертификаты


1место
в рейтинге аудиторских организаций Узбекистана по итогам 2011 г.
1
Доначисление налогов – уже не обязательный атрибут проверки

Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Marikon Audit» Кондратова Наталья Федоровна:
- Требования законодательства при проведении проверок соблюдают далеко не все. Даже такие элементарные, по сути, как ознакомление руководителя субъекта с материалами проверки! Бывает, что все свои претензии пишут в последний день, буквально перед уходом, и на их прочтение дают три минуты. Тактика такая – огорошить человека в последний момент, чтобы не дать возможности подготовить обоснованное, юридически грамотное возражение. Говорят: «Ты подпиши, у нас три минуты осталось, и вообще мы уже опаздываем, нам надо срочно зарегистрировать акт»… Фактически не дают руководителю ознакомиться с материалами. И люди либо отказываются подписывать акт проверки, либо подписывают «кота в мешке», нормально не прочитав. А там идут арифметические ошибки, и выводы, которые предприятие могло бы легко оспорить…
 Большинство проверок, конечно, проходит в нормальной обстановке, когда проверяющие сразу говорят руководителю о выявленных замечаниях. Предприятие получает возможность либо признать ошибку, либо спокойно доказать, что ее нет. Кто – то дает на ознакомление с актом 2-3 часа, что тоже вполне  нормально. Но так поступают не все, а законодательство не регламентирует, сколько времени руководитель хозяйствующего субъекта должен иметь на ознакомление с актом для его подписания.
  Я  этот вопрос задавала на одной из встреч с налоговиками, и мне ответили: «Надо лучше знать законодательство и читать внимательно документы! В Положении о порядке проведения проверок все написано!» Но в данном нормативном акте говориться, что предприятие в течение 10 дней может оспорить выводы проверяющих в порядке, предусмотренном Законом. А речь – то,  о другом! Какой обязательный минимум времени предоставляется проверяемому для ознакомления с актом проверки до его подписания? Он никаким документом не установлен, и каждый проверяющий решает этот вопрос по своему усмотрению.
   А в целом, конечно, в последнее время ситуация с проверками существенно улучшилась, проверяющие из налоговых органов стали относиться к налогоплательщикам лояльнее и объективнее. Больше стало грамотных, порядочных, принципиальных проверяющих. Особенно в Ташкенте. К примеру, столичные налоговики обычно под диктовку других структур не работают, тогда как у областных это, как показывает практика случается.
В налоговых органах постепенно меняется сам подход к предпринимателям, и доначисление налогов по акту теперь не является обязательным атрибутом проверки.
   Можно сказать, что Указ Президента «О либерализации финансовой ответственности субъектов предпринимательства за хозяйственные правонарушения» оказал положительное влияние на взаимоотношения между предпринимателями и налоговыми органами. Но вот при проверках, проводимых с участием правоохранительных структур, зачастую допускается не объективный подход, и предприятию просто не дают возможности защитить свои права. Суммы, начисленных по акту проверки налогов,  сразу выставляются на инкассо,  без решения суда, и хоз субъект даже  не всегда имеет возможность обратиться в суд, так как после списания недоимок,  в без акцептном порядке ему бывает нечем заплатить судебные пошлины…
    А если против должностных лиц возбуждено уголовное дело, то до его окончания хозсуд не примет к рассмотрению вопрос о неправильно начисленных по акту налогах.
    Порой в сложных ситуациях предпринимателей выручает ГНК. Нашему клиенту, к примеру, серьезные обвинения предъявили в ходе комплексной налоговой проверки, проведенной с серьезными нарушениями закона. В ней участвовал  представитель силовых структур, который не записался в Книгу регистрации проверок, давил на других проверяющих, заставлял их писать всякую ерунду. Мы еле отбились! Дело дошло до суда. И в конечной его инстанции нам оказали большую помощь специалисты РКИЦ при ГНК. Им нужно отдать должное- не стали защищать «честь мундира», а на основании закона дали свое заключение, и мы выиграли дело! Если бы они не вмешались, руководитель предприятия мог получить 12лет - за не существующий «ущерб в особо крупном размере!»
По последнему известному мне делу аналогичного характера(проверка с участием силовой структуры) предприятию по акту за 6 месяцев 2007г было дополнительно начислено 5,2 млрд сумов налогов, хотя по моим расчетам доплате в бюджет подлежат лишь 0,9 млн сумов, и предприятие готово было их заплатить, тем более что отчетный период –год - на тот момент еще не закончился.
 Если можно было бы и суммы налогов, доначисленные по результату проверки, снимать только с согласия предприятия или по решению суда, это было бы справедливо!

«Газета НТВ №4(133) 25 января 2008г.№

Контакты
(+998-71) 268-49-60
Наш партнер
www.ziyokonsalt.uz